•  Измайлово  •

•  Измайлово  •

Вотчина рода Романовых

Первые достоверные сведения о селе Измайлове относятся к ХV в. В конце XVI в. село перешло во владение бояр Романовых. В середине XVII в. после смерти боярина Ивана Никитича Романова и его бездетного сына Никиты древнее подмосковное село стало владением царя Алексея Михайловича Романова. С 1663 г. на Измайловском острове, образованном двумя небольшими речками Серебрянкой и Хоруговкой, развернулись масштабные строительные работы по созданию образцовой усадьбы. В это время были возведены Покровский собор и Государев двор с обширными деревянными хоромами (не сохранился). Дорога к острову проходила через многопролетный мост, от которого до нас дошла лишь Мостовая башня. В усадьбе действовали ирригационная система и водопровод, была сооружена плотина на реке Серебрянке. Здесь были использованы самые передовые технологии в области сельского хозяйства и строительства. В усадьбе были заведены обширные поля и огороды, скотные, птичьи, пасечные дворы. Далеко за пределами России Измайлово было известно своими садами с диковинными растениями и лекарственными травами, парниками и зверинцем с редкими животными. Многое в загородной царской усадьбе было сделано по воле ее хозяина – царя Алексея Михайловича Романова.

Измайлово. Западные ворота. 2012 г. Холст; масло

Покровский собор в Измайлове. Гравюра Андре Дюрана. 1839 г.

Царь Алексей Михайлович

Алексей Михайлович Тишайший (1629–1676) был вторым царем из рода Романовых, взошел на трон в 1645 г. Во время его правления были разработан новый свод законов – Соборное уложение (1649), приняты Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) уставы, что способствовало развитию страны. Во внешней политике самым значимым событием можно считать вхождение в состав Русского государства Левобережной Украины в 1654 г.

В 2019 г. Виктор Маторин создал портрет царя Алексея Михайловича, копию с картины неизвестного художника 1670–1680 гг. из собрания Государственного исторического музея. Это парадный царский портрет, изображающий государя в Большом наряде, включающем предметы одежды и регалии, использовавшиеся во время венчания на царство, приема иностранных послов, в великие праздники. Алексей Михайлович изображен с основными регалиями – в царской шапке, барме, с наперсным крестом, скипетром и державой.

Неизвестный русский художник второй половины XVII в. Портрет царя Алексея Михайловича. Конец 1670-х – начало 1680-х гг. Холст; масло

Виктор Маторин. Портрет царя Алексея Михайловича (копия картины неизвестного художника второй половины XVII в.). 2019 г. Холст; масло

Петр I

Измайлово – место, которое помнит юного Петра I. Будущий российский император проводил много времени в подмосковных резиденциях Романовых – Измайлове, Коломенском, Преображенском. Именно в Измайлове в 1688 г. он нашел старый английский ботик, с которого и началось увлечение кораблестроением и навигацией. Впоследствии этот ботик будет назван «дедушкой русского флота».

Впервые на выставке показано новое полотно Виктора Маторина «Царевич Петр», написанное в 2022 г. к 350 юбилею со дня рождения Петра Великого.

Царевичи Иоанн и Петр Алексеевичи.
Гравюра Ламерссена 1685 г.

Ботик Пера Великого. Гравюра И. Зубова. Начало XVIII в.

Царевич Петр. 2022 г. Холст; масло

Женский головной убор XVII в. Ткань, тесьма, искусственные камни, бисер, искусственный жемчуг; шитье.
Царский венец. Ткань, мех, искусственные камни, бисер; шитье.
Реконструкция. Автор С. Зуйкова. 2021 г.

В 2022 г. в ознаменование 350-летия Петра I, Президентская библиотека опубликовала на своем портале коллекцию Петр I (1672–1725). В нее вошло более 600 исторических документов: научные и популярные издания XVIII–XX вв., посвященные личности преобразователя и его реформам. Это документальная проза XVIII–XIX вв., включая сочинения первых биографов Петра I; издания XVIII в., отобранные Петром I к печати гражданским шрифтом; сборники документов, указов, писем Петра I и отдельные издания важнейших законодательных актов эпохи; карты, планы, чертежи и рисунки из «Собрания Петра I» Библиотеки Российской академии наук, походные журналы и другие архивные материалы; изображения памятников императору, а также памятных мест и предметов, связанных с ним.

На портале Президентской библиотеки также доступны выставочные проекты, подготовленные к юбилею Петра I: «Библиотека Петра Ι» (совместно с Библиотекой Российской академии наук), «Петровский Петербург – экономический центр Российского государства», «Благополучия Российского творец…», «Великий Петр к нам ввел науки…» (совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом).


•  Архитектурные памятники Измайлова  •

•  Архитектурные памятники Измайлова  •

Покровский собор

Центром архитектурного ансамбля Измайловского острова является Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор был возведен в 1670-е гг. на месте деревянного храма рубежа XV–VI вв. Строителям было предписано взять за образец Покровский собор в Александровской слободе. Грандиозный по размерам храм соответствовал значению царской усадьбы. Собор строила артель братьев Медведевых, каменщиков из костромских и ярославских сел. С польско-литовских рубежей прибыли известные керамисты Игнат Максимов и Степан Иванов (Полубес), они украсили верхнюю часть собора поливными изразцами. Храм освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы (14 (1) октября) – одного из праздников Богородичного цикла. Считалось, что церковь с таким посвящением охраняет город, потому что покров Богородицы защищает жителей от вражеского нашествия.

Покровский собор в Измайлове (1671–1679).
Западный фасад.
Фото Ю. В. Артамонова

Покровский собор в Измайлове (1671–1679).
Фрагмент восточного фасада; боковая глава.
Фото Ю. В. Артамонова

Покровский собор занимает центральное место в творчестве Виктора Маторина. Собор на его картинах всегда разный. Одни работы – исторические реконструкции, другие – легкие лирические пейзажи.

Затерянный остров. 2022 г.
Холст; масло

Сорок сороков. 2015 г.
Холст на картоне; масло

Рождество в Измайлове. 2018 г.
Холст; масло

Зима. 2019 г. Холст; масло

Покров. 2019 г. Холст на картоне; масло

Источник. 2018 г. Холст; масло

Мостовая башня

Строительство Мостовой башни велось одновременно с возведением Покровского собора. Трехъярусное кирпичное сооружение строили несколько зодчих, среди которых М. Иванов, И. Кузнечик, Т. Макаров и другие. Мостовая башня построена из красного кирпича, а ее фасады украшены белыми декоративными элементами. Это уникальный памятник фортификационной архитектуры, богато декорированный изразцами. Она находится на берегу Серебряного пруда и является единственной уцелевшей частью каменного моста. На каждом из ярусов башни несли дежурство стрельцы. В Мостовой башне заседала Боярская дума. В 2020–2021 гг. была проведена научная реставрация памятника.

Виктор Маторин посвятил много работ Мостовой башне, которую он изображает в разное время года.

Мостовая башня в Измайлове (1671 г.).
Фото Ю. В. Артамонова

И всем казалось, башня эта сама по воздуху плыла... 2015 г. Холст; масло

Восточные и Западные ворота

XVII столетие стало временем подлинного расцвета Измайлова. Общий архитектурный замысел измайловского Государева двора принадлежал царю Алексею Михайловичу. Передние (Восточные) и Задние (Западные) ворота вместе с каменной оградой и службами, расположенными по периметру Государева двора, ограждали деревянные дворцовые хоромы, не сохранившиеся до нашего времени. Передние ворота расположены напротив Покровского собора. Для Виктора Маторина проездные ворота – символический портал в мир истории русской усадьбы XVII в.

Русский квадрат. 2015 г. Холст; масло

Весеннее солнце. 2016 г. Оргалит; масло


•  Измайлово Виктора Маторина  •

•  Измайлово Виктора Маторина  •

Почти 15 лет творческая биография Виктора Маторина связана с уникальным местом Москвы – Измайловским островом. История царской усадьбы XVII в. и современные ландшафты этого заповедного места стали главными темами творчества художника.

Архитектурный ансамбль Измайловского острова уникален, он включает в себя памятники XVII и XIX вв.: Покровский собор (1671–1679), Передние (Восточные) и Задние (Западные) ворота Государева двора (1682–1683), Мостовую башню (1671–1679), корпуса Измайловской военной богадельни (середина XIX в.).

Сейчас архитектурные памятники, расположенные на территории Государева двора, и Мостовая башня находятся в ведении Московского государственного объединенного музея-заповедника (МГОМЗ). На острове ведется активная музейная жизнь: проводятся выставки, экскурсии, художественные мастер-классы под руководством Виктора Маторина. Работа в музее оказывает сильное влияние на творчество художника: он воссоздает в своих картинах мир царской усадьбы XVII в.

Виктор Маторин считает Измайлово своей арт-резиденцией, «островом сокровищ». Особому миру этого удивительного места он посвятил несколько выставок.

Фотографии с выставки «Измайлово глазами художника. Живопись Виктора Маторина и художественная культура Москвы XVII–XIX вв. в экспонатах из собрания музея-заповедника» (МГОМЗ, 6 марта – 11 августа 2019 г.)

П. Краснов. Прогулки по Измайловскому острову. Путеводитель.
М., 2014

А. В. Топычканов. Коломенское и Измайлово – заповедные уголки Москвы.
М., 2008

А. В. Топычканов. Политическое пространство царских загородных резиденций второй половины XVII в. М., 2019

Художник находится в постоянном диалоге с коллегами-историками, исследователями Измайловского острова.

Виктор Маторин изображает остров в разные времена года, в разное время суток. За многие годы работы на пленэре, художник приобрел способность видеть и умение показать зрителям особую красоту этого древнего места.

Осенний ноктюрн. 2018 г.
Холст на картоне; масло

Старый тополь. 2018 г.
Холст; масло

Дело было вечером. 2015 г.
Холст на картоне; масло

В своих работах, посвященных природе Измайловского острова, Виктор Маторин использует живописную технику, присущую импрессионистам. Его любимые живописцы – О. Ренуар, К. Моне, Ж. Сёра. Популярность их творчества кроется в передаче естественного образа окружающего нас мира – подвижного и изменчивого, максимальной приближенности к жизни, изображении мимолетного человеческого счастья. Маторин размышляет: «Художник видит красоту определенных моментов, и расстраивает его как раз больше всего то, что красота уходит. Оттого и появляется это желание – сохранить, запечатлеть момент».

Особую страсть художник вложил в создание 18-метрового панно «Ивушки. Летний день». Оно было написано в 2020–2021 гг.

Весной 2022 г. в продолжение темы художник подготовил целую серию акварелей «Ивушки». Легкие, разные по колориту акварели поэтичны и радостны. Копии этих работ пополнили фонд электронных документов Президентской библиотеки. Они доступны как на портале, так и в удаленных читальных залах библиотеки, расположенных по всему миру.

Ивушки. Летний день. 2020-2021 (фрагмент)
Холст; масло