Вотчина рода Романовых
Первые достоверные сведения о селе Измайлове относятся к ХV в. В конце XVI в. село перешло во владение бояр Романовых. В середине XVII в. после смерти боярина Ивана Никитича Романова и его бездетного сына Никиты древнее подмосковное село стало владением царя Алексея Михайловича Романова. С 1663 г. на Измайловском острове, образованном двумя небольшими речками Серебрянкой и Хоруговкой, развернулись масштабные строительные работы по созданию образцовой усадьбы. В это время были возведены Покровский собор и Государев двор с обширными деревянными хоромами (не сохранился). Дорога к острову проходила через многопролетный мост, от которого до нас дошла лишь Мостовая башня. В усадьбе действовали ирригационная система и водопровод, была сооружена плотина на реке Серебрянке. Здесь были использованы самые передовые технологии в области сельского хозяйства и строительства. В усадьбе были заведены обширные поля и огороды, скотные, птичьи, пасечные дворы. Далеко за пределами России Измайлово было известно своими садами с диковинными растениями и лекарственными травами, парниками и зверинцем с редкими животными. Многое в загородной царской усадьбе было сделано по воле ее хозяина – царя Алексея Михайловича Романова.
Царь Алексей Михайлович
Алексей Михайлович Тишайший
В 2019 г. Виктор Маторин создал портрет царя Алексея Михайловича, копию с картины неизвестного художника
Петр I
Измайлово – место, которое помнит юного Петра I. Будущий российский император проводил много времени в подмосковных резиденциях Романовых – Измайлове, Коломенском, Преображенском. Именно в Измайлове в 1688 г. он нашел старый английский ботик, с которого и началось увлечение кораблестроением и навигацией. Впоследствии этот ботик будет назван «дедушкой русского флота».
Впервые на выставке показано новое полотно Виктора Маторина «Царевич Петр», написанное в 2022 г. к 350 юбилею со дня рождения Петра Великого.
Женский головной убор XVII в. Ткань, тесьма, искусственные камни, бисер, искусственный жемчуг; шитье.
Царский венец. Ткань, мех, искусственные камни, бисер; шитье.
Реконструкция. Автор С. Зуйкова. 2021 г.
В 2022 г. в ознаменование 350-летия Петра I, Президентская библиотека опубликовала на своем портале коллекцию Петр I
На портале Президентской библиотеки также доступны выставочные проекты, подготовленные к юбилею Петра I: «Библиотека Петра Ι» (совместно с Библиотекой Российской академии наук), «Петровский Петербург – экономический центр Российского государства», «Благополучия Российского творец…», «Великий Петр к нам ввел науки…» (совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом).
• Архитектурные памятники Измайлова •
• Архитектурные памятники Измайлова •
Покровский собор
Центром архитектурного ансамбля Измайловского острова является Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор был возведен
Покровский собор занимает центральное место в творчестве Виктора Маторина. Собор на его картинах всегда разный. Одни работы – исторические реконструкции, другие – легкие лирические пейзажи.
Мостовая башня
Строительство Мостовой башни велось одновременно с возведением Покровского собора. Трехъярусное кирпичное сооружение строили несколько зодчих, среди которых М. Иванов, И. Кузнечик, Т. Макаров и другие. Мостовая башня построена из красного кирпича, а ее фасады украшены белыми декоративными элементами. Это уникальный памятник фортификационной архитектуры, богато декорированный изразцами. Она находится на берегу Серебряного пруда и является единственной уцелевшей частью каменного моста. На каждом из ярусов башни несли дежурство стрельцы. В Мостовой башне заседала Боярская дума.
Виктор Маторин посвятил много работ Мостовой башне, которую он изображает в разное время года.
Восточные и Западные ворота
XVII столетие стало временем подлинного расцвета Измайлова. Общий архитектурный замысел измайловского Государева двора принадлежал царю Алексею Михайловичу. Передние (Восточные) и Задние (Западные) ворота вместе с каменной оградой и службами, расположенными по периметру Государева двора, ограждали деревянные дворцовые хоромы, не сохранившиеся до нашего времени. Передние ворота расположены напротив Покровского собора. Для Виктора Маторина проездные ворота – символический портал в мир истории русской усадьбы XVII в.
• Измайлово Виктора Маторина •
• Измайлово Виктора Маторина •
Почти 15 лет творческая биография Виктора Маторина связана с уникальным местом Москвы – Измайловским островом. История царской усадьбы XVII в. и современные ландшафты этого заповедного места стали главными темами творчества художника.
Архитектурный ансамбль Измайловского острова уникален, он включает в себя памятники XVII и XIX вв.: Покровский собор
Сейчас архитектурные памятники, расположенные на территории Государева двора, и Мостовая башня находятся в ведении Московского государственного объединенного музея-заповедника (МГОМЗ). На острове ведется активная музейная жизнь: проводятся выставки, экскурсии, художественные мастер-классы под руководством Виктора Маторина. Работа в музее оказывает сильное влияние на творчество художника: он воссоздает в своих картинах мир царской усадьбы XVII в.
Виктор Маторин считает Измайлово своей арт-резиденцией, «островом сокровищ». Особому миру этого удивительного места он посвятил несколько выставок.
Фотографии с выставки «Измайлово глазами художника. Живопись Виктора Маторина и художественная культура Москвы
Художник находится в постоянном диалоге с коллегами-историками, исследователями Измайловского острова.
Виктор Маторин изображает остров в разные времена года, в разное время суток. За многие годы работы на пленэре, художник приобрел способность видеть и умение показать зрителям особую красоту этого древнего места.
В своих работах, посвященных природе Измайловского острова, Виктор Маторин использует живописную технику, присущую импрессионистам. Его любимые живописцы – О. Ренуар, К. Моне, Ж. Сёра. Популярность их творчества кроется в передаче естественного образа окружающего нас мира – подвижного и изменчивого, максимальной приближенности к жизни, изображении мимолетного человеческого счастья. Маторин размышляет: «Художник видит красоту определенных моментов, и расстраивает его как раз больше всего то, что красота уходит. Оттого и появляется это желание – сохранить, запечатлеть момент».
Особую страсть художник вложил в создание
Весной 2022 г. в продолжение темы художник подготовил целую серию акварелей «Ивушки». Легкие, разные по колориту акварели поэтичны и радостны. Копии этих работ пополнили фонд электронных документов Президентской библиотеки. Они доступны как на портале, так и в удаленных читальных залах библиотеки, расположенных по всему миру.