• Историческая живопись •
• Историческая живопись •
Виктор Маторин преимущественно работает в жанре исторической картины. Именно в нем художнику удалось сформировать свой неповторимый стиль и наиболее ярко выразить творческую индивидуальность. Художественные произведения исторического жанра призваны отображать важнейшие эпизоды национальной истории в контексте настоящего – событий, историческое значение которых осознано современниками.
На выставке в Президентской библиотеке картины художника были дополнены документами и научными исследованиями о событиях российской истории, отдельных исторических личностях, осмысляемых Виктором Маториным.
Куликовская битва
Особое место в творчестве Виктора Маторина занимает тема Куликовской битвы. Ей посвящен целый цикл работ: ряд графических и живописных портретов героев сражения – яркие образы могучих и бесстрашных воинов, мудрых защитников своей родины.
Портрет Дмитрия Донского – самая известная картина Виктора Маторина. Ее авторское название – «Святой благоверный великий московский князь Дмитрий Донской» (2002).
Виктор Маторин: «Размышляя над тем, каким должен быть князь на моей картине, я пересмотрел, наверное, все изображения святого благоверного князя Дмитрия Донского. Видел фреску в Архангельском соборе в Кремле. Я внимательно изучил его житие, вообще прочел немало литературы. И у меня родился образ сильного, мудрого, великого человека, героя-защитника, героя-строителя. Моя работа – не икона, но и не просто портрет».
На портрете художник представил московского князя Дмитрия Ивановича
Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского народа против монголо-татарского ига. Она нанесла сильный удар по могуществу Золотой Орды, ускорив процесс ее распада. Важным следствием этого сражения стало усиление авторитета Москвы и ее роли в образовании единого Русского государства.
Память о Куликовской битве почти сразу получила отклик в сердцах современников. «Задонщина» – лирико-эпическое произведение русской литературы, созданное вскоре после сражения. В нем автор не ведет последовательный сюжетный рассказ, а выражает свои чувства и эмоции, связанные с событиями Куликовской битвы. Полотно Виктора Маторина созвучно этому памятнику древнерусской литературы.
Один из главных героев Куликовской битвы Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский – боярин и воевода московского князя Дмитрия Ивановича. Атака Засадного полка под его руководством оказалась своевременной и неожиданной Вражеская конница была загнана в реку и уничтожена, остальные бежали. Эта атака решила исход битвы и привела к победе русских войск.
В 2001 г. Павел Попов и Виктор Маторин в соавторстве написали грандиозное батальное полотно «Удар засадного полка».
Память о героях Куликовской битвы сохраняет государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». Живописные полотна и графика Виктора Маторина во многом формируют художественную часть коллекции.
Ледовое побоище
5 апреля 1242 года на Чудском озере состоялась битва русской дружины под предводительством князя Александра Невского с рыцарями Тевтонского ордена. Это сражение вошло в историю под названием «Ледовое побоище». Русское войско одержало победу, которая стала одним из крупнейших военных триумфов в истории России: северо-западные земли Руси отстояли свою независимость, начатое крестоносцами продвижение на Восток было остановлено. Александр Невский и его самая знаменитая победа на протяжении столетий вдохновляют художников, писателей, режиссеров. Изучив их творчество и документальные свидетельства о подвиге русских воинов в Ледовом побоище, Виктор Маторин
![](img/03_38_exp.jpg)
Казнь Пугачева
«Казнь Пугачева» – первое масштабное полотно, созданное Виктором Маториным в жанре исторической живописи. Оно было написано в рамках дипломной работы в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и получило признание в профессиональных кругах. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева разразилась во время правления Екатерины II. Бушевавшее