•  Историческая живопись  •

•  Историческая живопись  •

Виктор Маторин преимущественно работает в жанре исторической картины. Именно в нем художнику удалось сформировать свой неповторимый стиль и наиболее ярко выразить творческую индивидуальность. Художественные произведения исторического жанра призваны отображать важнейшие эпизоды национальной истории в контексте настоящего – событий, историческое значение которых осознано современниками.

На выставке в Президентской библиотеке картины художника были дополнены документами и научными исследованиями о событиях российской истории, отдельных исторических личностях, осмысляемых Виктором Маториным.

Святой благоверный великий московский князь Дмитрий Донской
2002 г. Холст, масло

Куликовская битва

Особое место в творчестве Виктора Маторина занимает тема Куликовской битвы. Ей посвящен целый цикл работ: ряд графических и живописных портретов героев сражения – яркие образы могучих и бесстрашных воинов, мудрых защитников своей родины.

Портрет Дмитрия Донского – самая известная картина Виктора Маторина. Ее авторское название – «Святой благоверный великий московский князь Дмитрий Донской» (2002).

Виктор Маторин: «Размышляя над тем, каким должен быть князь на моей картине, я пересмотрел, наверное, все изображения святого благоверного князя Дмитрия Донского. Видел фреску в Архангельском соборе в Кремле. Я внимательно изучил его житие, вообще прочел немало литературы. И у меня родился образ сильного, мудрого, великого человека, героя-защитника, героя-строителя. Моя работа – не икона, но и не просто портрет».

На портрете художник представил московского князя Дмитрия Ивановича (1350–1389) как благочестивого правителя, собирателя русских земель, под руководством которого в 1380 году в верхнем течении Дона на Куликовом поле была одержана важнейшая победа над татаро-монгольским войском во главе с ханом Мамаем.

Хан Мамай. 2004 г. Холст, масло

Задонщина. 2001 г. Холст, масло

Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского народа против монголо-татарского ига. Она нанесла сильный удар по могуществу Золотой Орды, ускорив процесс ее распада. Важным следствием этого сражения стало усиление авторитета Москвы и ее роли в образовании единого Русского государства.

Память о Куликовской битве почти сразу получила отклик в сердцах современников. «Задонщина» – лирико-эпическое произведение русской литературы, созданное вскоре после сражения. В нем автор не ведет последовательный сюжетный рассказ, а выражает свои чувства и эмоции, связанные с событиями Куликовской битвы. Полотно Виктора Маторина созвучно этому памятнику древнерусской литературы.

Боброк Волынский
2002 г. Холст, масло

В. Маторин, П. Попов. Удар засадного полка
2001 г. Холст, масло

Один из главных героев Куликовской битвы Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский – боярин и воевода московского князя Дмитрия Ивановича. Атака Засадного полка под его руководством оказалась своевременной и неожиданной Вражеская конница была загнана в реку и уничтожена, остальные бежали. Эта атака решила исход битвы и привела к победе русских войск.

В 2001 г. Павел Попов и Виктор Маторин в соавторстве написали грандиозное батальное полотно «Удар засадного полка».

Память о героях Куликовской битвы сохраняет государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». Живописные полотна и графика Виктора Маторина во многом формируют художественную часть коллекции.

Ледовое побоище

5 апреля 1242 года на Чудском озере состоялась битва русской дружины под предводительством князя Александра Невского с рыцарями Тевтонского ордена. Это сражение вошло в историю под названием «Ледовое побоище». Русское войско одержало победу, которая стала одним из крупнейших военных триумфов в истории России: северо-западные земли Руси отстояли свою независимость, начатое крестоносцами продвижение на Восток было остановлено. Александр Невский и его самая знаменитая победа на протяжении столетий вдохновляют художников, писателей, режиссеров. Изучив их творчество и документальные свидетельства о подвиге русских воинов в Ледовом побоище, Виктор Маторин в 1997–1998 годах создал многофигурное батальное полотно.

Ледовое побоище. 1997–1998 г.
Холст, масло

Казнь Пугачева

«Казнь Пугачева» – первое масштабное полотно, созданное Виктором Маториным в жанре исторической живописи. Оно было написано в рамках дипломной работы в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и получило признание в профессиональных кругах. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева разразилась во время правления Екатерины II. Бушевавшее в 1773–75 годах в Поволжье и Приуралье восстание было подавлено, а Пугачев и его сподвижники допрошены и казнены.

Казнь Пугачева. (Прости, народ православный!)
2000 г. Холст, масло