Открывая Россию
с Президентской библиотекой

Открывая Россию
с Президентской библиотекой

•  Москва  •

•  Москва  •

В 2022 году Москве исполнилось 875 лет. Достоверным источником, на который опираются при подсчете возраста города, является Ипатьевская летопись. Именно сюда в 1147 г. ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий приглашал на встречу для переговоров новгород-северского князя Святослава Олеговича.

Тверская летопись относит строительство первой дерево-земляной крепости на юго-западной оконечности Боровицкого холма к 1156 г. Так появилась территория, ставшая впоследствии Кремлем.

При раскопках в Московском Кремле были обнаружены артефакты, свидетельствующие о существовании Москвы в конце XI в. О поселении говорят остатки рва XI–XII вв. Можно предположить, что Москва была основана еще в конце XI в., как княжеский форпост в земле вятичей, противившихся покорению со стороны ростово-суздальских князей.

В 1238 г. Москву разорили и сожгли полчища хана Батыя. На Руси на много лет установилась власть монгольских ханов, но Москва была сравнительно далеко от Золотой Орды: сюда потянулись торговцы, крестьяне, ремесленники, которые сыграли большую роль в возвышении и становлении города как торгового центра Руси.      Далее...

Москва и окружающие ее села достались сыну великого князя Александра Невского Даниилу, который и стал первым московским удельным князем. Его сын Иван был успешен в финансовых делах своих делах, за что получил прозвище Калита.

Преемники Ивана Калиты князья Семен Гордый и Иван Красный следовали его примеру, способствуя возвышению Москвы. В 1326 г. в Москву перенесли кафедру Митрополита всея Руси, и начали строить каменный собор Успения Богородицы.

Победа на Куликовском поле в 1380 г. стала предвестником освобождения от татаро-монгольского ига, что подтвердило главенствующую роль Московского княжества среди всех русских княжеств.

К 1367 г. по указу князя Дмитрия Донского были возведены белокаменные стены, в Кремле достроили Успенский собор, ставший главным в Московском княжестве – именно в нем стали свершаться коронации князей, царей, а потом и императоров.

Вместе с Кремлем росли окрестные поселения, московский посад, в конце XIV в. – оборонительный вал со рвом.

Великий князь Иван III укрепил власть, централизовал ее на Московском государстве, присоединив в 1478 г. Новгородскую землю. При нем и окончилось долгое ордынское владычество.

В 1485 г. Иван III пригласил в Москву итальянский зодчих, приступивших к строительству нового Кремля. В течение 30 лет были возведены все стены и башни Кремля.

В 1553 г. в Москве основана первая русская типография.

В Смутное время Москва как столица государства являлась центром всех ключевых событий (свержение царя Фeдора Борисовича, воцарение и свержение Лжедмитрия I, воцарение и свержение Василия Ивановича Шуйского и др.). В 1610–1612 гг. Москва находилась под контролем польско-литовского гарнизона. Город был освобождeн силами Второго ополчения в ноябре 1612 г.

В 1613 г. большим событием в истории России стало избрание делегатами Земского собора в Москве царя, которым стал Михаил Романов.

Важными политическими событиями XVII в. в Москве стали Соляной бунт (1648 г.), Медный бунт (1662 г.), , Стрелецкие восстания (1682 и 1698 г.).

В 1687 г. открылось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.

В 1712 г. по распоряжению Петра I столица перенесена в строящийся Санкт-Петербург, однако Москва сохранила роль «второй столицы»: здесь в Успенском соборе Московского Кремля по-прежнему проходили коронации российских монархов и связанные с этим торжества. В 1728–1732 гг., в правление Петра II (1727–1730 г.) и в начале правления Анны Ивановны (1730–1740 гг.), Москва являлась официальной столицей империи.

В 1755 г. открылся первый русский университет, со следующего года стала выходить первая газета «Московские ведомости», открылась университетская типография.

В 1730 г. началось устройство уличного освещения, в 1781 г. – сооружение первого в России городского Мытищинского водопровода. В соответствии с Жалованной грамотой городам 1785 г. в Москве учреждена общая городская дума, главой городского управления избирался городской голова.

Трагической страницей в истории Москвы стала Отечественная война 1812 г. 2 (14) сентября 1812 г. по решению совета в Филях российские войска оставили Москву, в город вошли французские войска. Уже в тот же день начались пожары, которые продолжались вплоть до 8 (20) сентября, уничтожив большую часть построек. 6 (18) октября основные силы французских войск покинули город.

В XIX – начале XX в. Москва превратилась в один из крупнейших промышленных центров Европейской России. С 1851 г. началось железнодорожное сообщение с Петербургом. В 1860 г. установили газовое освещение, а в 1883 г. – первые электрические фонари.

После Октябрьской революции 1917 г. город стал ареной боев между частями, верными Временному правительству, и отрядами красноармейцев; в результате значительно пострадал Московский Кремль. 3 (16) ноября в Москве была установлена советская власть. В марте 1918 г. из Петербурга в Москву переехало правительство во главе с В. И. Лениным. 12 марта Москва была объявлена столицей.

В 1932–1937 гг. построен канал Москва–Волга, решивший проблему водоснабжения города. После его открытия Москва получила неформальное звание «порта пяти морей».

В Великую Отечественную войну москвичи сформировали 16 дивизий народного ополчения. Многие предприятия были эвакуированы в восточные районы страны, где на их базе возникли новые крупные промышленные предприятия. Массированные налеты германской авиации осенью 1941 г. в целом не привели к большим разрушениям. В ходе Московской битвы 1941–1942 гг. город удалось отстоять, а контрнаступление Красной Армии под Москвой стало первым крупным успехом советских войск.

24 июня 1945 г. в Москве состоялся торжественный Парад Победы.

Москва – один из крупнейших и красивейших городов Европы, отразивший в своем облике множество форм и стилей различных исторических эпох.      Свернуть

•  Книги о путешествиях в Московию  •

•  Книги о путешествиях в Московию  •

А. Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906

Президентская библиотека

Адам Олеарий – немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик XVII в. Издания записок снабжены рисунками местностей, одежд, сцен домашней и общественной жизни, снятыми Олеарием с натуры.

Moscoviticarum Commentarii Sigismundi Liberi Baronis in Herberstain… Basileae, 1551
Сигизмунд Герберштейн. «Записки о Московии». Базель, 1551

Президентская библиотека

Сигизмунд Герберштейн – дипломат Священной Римской империи XVI в., долгое время проживал в Великом княжестве Московском. В 1549 г. издал на латинском языке «Записки о Московии», в которых подробно описал свое пребывание на Руси.

М. И. Снегирев. Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы... М., 1842–1845

Президентская библиотека

«Петров чертеж» – наиболее приближенный к реальности план Москвы конца XVI в. Составлен не ранее 1596 г. и не позднее 1598 г. Оригинал не сохранился. Лучшая и ближайшая по времени копия с него – так называемый «Петров план»

•  Московская археология и основание города  •

•  Московская археология и основание города  •

Старая Москва.
Художник Ап. Васнецов

Президентская библиотека

Курганы села Покрова Подольского уезда Московской губернии. Фотография. Hач. XX в.

Президентская библиотека

Под стенами Москвы. Небесные силы гонят татар. Копия миниатюры из Лицевого летописного свода XVI в.

Президентская библиотека

•  Московская архитектура XVII в.  •

•  Московская архитектура XVII в.  •

«Красивейшим и знатнейшим городом России» назвал Москву посол австрийского императора А. Мейерберг, побывавший в России в середине XVII в. Экзотика русской столицы складывалась, особенно в глазах иностранца, не только из особенностей русской жизни, но и архитектурного окружения. Сказочная живописность его силуэта, столь знакомого нам по старинным гравюрам и рисункам, всегда отмечалась гостями столицы. Раскинувшийся на холмистой местности, изрезанный многочисленными реками и речушками, город, оставаясь еще в то время в массе своей деревянным, развивался по внутренней логике, отвечавшей средневековому укладу жизни. Одно- и двухэтажные постройки городских дворов образовывали довольно плотные кварталы жилого массива, формируя сеть улиц и переулков. Не исключение среди них были и трех-четырех этажные башни-повалуши, разнообразившие архитектурный пейзаж. Но основными градообразующими акцентами были многочисленные каменные храмы. Они являлись организующим началом больших городских территорий – площадей, улиц, концов (кварталов), слобод. Они же, выделяясь оригинальностью архитектурных форм и цветовым решением фасадов, несли на себе основную формообразующую и эмоциональную нагрузку, что во многом объясняет, почему именно в культовом зодчестве наиболее ярко и глубоко проявлялись творческие искания древних мастеров. Когда же процесс «обмирщения» в русской архитектуре привел к развитию общественно-гражданских зданий, новые постройки частично взяли на себя роль композиционных доминант в ансамблях.      Далее...

Уже в 30-е гг. XVII в. в Москве, а за ней и в других русских городах, где особую силу приобретает торгово-ремесленный посад, появляются храмы нового стилистического направления. Строительство началось срезу, как только государство оправилось от разорения, принесенного войной с польско-литовскими захватчиками. Новые общественные идеалы вызвали к жизни новые художественные образы, новые формы и приемы строительства и надолго вперед определили путь развития архитектуры; с особой силой проявились в это время народные художественные вкусы. Взамен строгости и монолитности архитектурных композиций предыдущего периода пришли живописная асимметрия объемов «дивное узорочье» фасадов. Здания храмов начали обрастать множеством пристроек: трапезными, шатровыми колокольнями, галереями-гульбищами, крыльцами с торжественными лестничными входами. Церкви становились похожими на богатые боярские хоромы. Праздничную торжественность архитектурным сооружениям придавал декор, завоевавший постепенно всю плоскость фасадов. Характерно, что одни и те же архитектурные элементы и мотивы использовались и в культовом, и в гражданском строительстве. Таким образом, зодчество также активно участвовало в общем процессе демократизации русской культуры XVII в. Множество материалов, используемых для архитектурного убранства, разнообразие приемов их обработки и компоновки позволяли мастерам создавать на фасадах почти неповторяющиеся композиции. Здесь были и легальный кирпич, и белокаменная и деревянная резьба, и кованное и просечное железо, росписи, и, наконец, изразцы различных видов, которые к концу века приобрели едва ли не главное значение в формировании декора.

В Москве изразцовое искусство как художественная отрасль начало развиваться с конца XV – начала XVI в. Производство керамических изделий в основном было сосредоточено в Гончарной слободе (ныне район Таганской площади). Первоначально это были крупные терракотовые плиты с рельефными рисунками, затем – кранные терракотовые (без покрытия глазурью и эмалями) изразцы с простыми орнаментальными мотивами. Постепенно развитие шло в сторону усложнения рисунка и появления сюжетных композиций. С другой стороны, в связи с появлением цветной поливы началась работа по овладению полихромией. Первые глазурованные изразцы зеленого цвета, так называемые муравленые, появились в Москве к концу 20-х годов XVII в. Но только в конце 1660 – нчалале 1670-х гг. (точнее 1666 г.) после перевода в московскую Оружейную палату с Истры из Ново-Иерусалимского монастыря белорусских мастеров изразцового производства, искусство изготовления полихромной керамики приняло широкий размах. Известны имена тех славных умельцев – Степан Иванов по прозвищу Полубес, Игнат Максимов, Самошка Григорьев; они принесли секреты изготовления цветных эмалей (ценинное дело).

С этого времени начинаются в зодчестве поиски новых орнаментальных форм и цветовых композиций. Соответственно изменяется и роль изразца в системе декора фасада. Если в постройках первой половины XVII в. изразцовые вставки полностью подчинялись общему строю кирпичного декора, теряясь порой в дробности и измельченности его форм (Церковь Троицы в Никитниках), то в последней четверти столетия они заняли центральное место на фасадах, часто самостоятельно формируя их архитектонику (Покровский собор в Измайлове, Крутицкий теремок). Это время расцвета древнерусской архитектурной школы, когда были найдены наиболее совершенные художественные решения как в светских, так и в культовых сооружениях, а декоративное убранство достигло полного единства и гармонии с общим решением фасадов. Наряду с возможность акцентировать поверхности отдельными изразцами (церковь Николы в Хамовниках) мастера применяют для украшения зданий крупномасштабные композиции из многих изразцов (фриз «павлинье око» в церкви Григория Неокесарийского). Из рельефных изразцов в связи с постепенным освоением ордерной системы начинают выделываться целые архитектурное детали: карнизы, колонны, наличники, порталы (Крутицкий теремок). Такого высокого подъема в изготовлении и использовании изразцов, как это было в русском зодчестве второй половины XVII в., не наблюдалось более ни в дну из художественных эпох отечественного искусства.»
            Т. И. Гейдор. Москва XVII века. Зодчество и изразцовые декоры. М, 1990      Свернуть

Крутицкое подворье. Теремок над Святыми воротами. 1693–1694
Фото Ю. В. Артамонова

Президентская библиотека

Церковь Григория Неокесарийского. 1667–1669/79
Фото Ю. В. Артамонова

Президентская библиотека

Церковь Покрова в Медведкове.
1627
Фото Ю. В. Артамонова

Президентская библиотека

Церковь Николы в Хамовниках. 1669/79–1682
Фото Ю. В. Артамонова

Президентская библиотека

Церковь Троицы в Никитниках.
1631/35–1653
Фото Ю. В. Артамонова

Президентская библиотека

Вид на Церковь Святых Константина и Елены с восточной стены Московского Кремля. Художник Н. фон Бооль. 1912

Президентская библиотека

•  Москва в 1812 г.  •

•  Москва в 1812 г.  •

Юбилейный альбом Отечественной войны 1812 г., состоящий из 12 репродукций по картинам художников В. Верещагина, А. Кившенко [и др.]. М., 1912

Президентская библиотека

Москва в ее прошлом и настоящем.
Вып. 10. М., 1911

Президентская библиотека

•  Панорама Москвы середины XIX в.   •

•  Панорама Москвы середины XIX в.   •

Panorama de Moscou
Литография по рисункам Д. С. Индейцева, раскрашенная акварелью. Москва – Санкт-Петербург, издание Дациаро, [185-]
Издание представляет собой 10 литографированных Ф. Бенуа и Э. Обреном листов, сложенных в гармошку, напечатанных и раскрашенных от руки в типографии Лемерсье в Париже. Развернутая панорама составляет угол обзора 270°. Размер панорамы в развернутом виде: 456,5x40,5 см.

Президентская библиотека

Panorama de Moscou

Москва. Moscou. Moskau. М., 1912
Большеформатный альбом «Москва», выпущенный Товариществом скоропечатни А. А. Левенсон, можно отнести к редкому для России начала XX века жанру, широко известному в наши дни как «гид-справочник туриста». Издание содержит тексты на русском, французском и немецком языках. Книга снабжена многочисленными рисунками: разного размера в тексте и на отдельных листах, цветных и монохромных. Рисунки исполнены известными мастерами книжной графики — Б. Зворыкиным, В. Васнецовым, В. Россинским и др.
Выход альбома приурочен к 765-летию Москвы.

Президентская библиотека

•  Московский Кремль  •

•  Московский Кремль  •

Москва. Кремль.
Фото Ю. В. Артамонова

Президентская библиотека

Кремль зимой.
Художник В. Россинский. 1912

Президентская библиотека

Вид Москвы
из Кремля в 1700-х гг.

Президентская библиотека

Схематический план Московского Кремля в 1685–1740 гг. С. В. Девятов. Московский Кремль. СПб., 2012

Президентская библиотека

Панорама Московского Кремля в конце XVIII в. Рисунок Дж. Кваренги

Президентская библиотека

•  Старая Москва  •
Описания и путеводители

•  Старая Москва  •
Описания и путеводители

Москва. Вид с Воробьевых гор
[Vue Prise de la Montagne des Moineaux. (20 Août 1839)]

Президентская библиотека

Московские улицы 1850-х гг.
Вид почтамта на углу Мясницкой и бульвара

Президентская библиотека

Москва в её прошлом и настоящем: в 12 томах. М. [1909-1912].

Президентская библиотека

Роскошно иллюстрированное издание, посвященное памяти историка Москвы И. Е. Забелина – результат труда виднейших историков, археологов, специалистов в области искусства и архитектуры начала ХХ века. Главной целью издания было осветить наиболее яркие моменты развития города, с первого времени его существования и до начала ХХ века. В издание помещено около 1000 иллюстраций, исполненных Графическим институтом Т-ва «Образование» по уникальному способу фото-тинто-гравюры.

Robert Lyall. The Character of the Russians and a Detailed History of Moscow. London, 1823.
Р. Лайолл. Русские нравы и подробная история Москвы. Лондон, 1823

Президентская библиотека

Книга содержит 1 складной план и 23 гравюры, из которых 13 раскрашены от руки. Роберт Лайолл (1790–1831) – английский путешественник, член Императорского общества сельскохозяйственных и естественных наук, член анатомико-хирургического общества и многих других обществ Великобритании Жил в России с 1815 по 1823 г. Учился в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии (1816).

Le Cointe de Laveau. Guide du voyageur a Moscou, contenant ce que cette capitale offre de curieux et d'interessant… Moscou, 1824.
Жорж Лекуэнт де Лаво. Путеводитель путешественника по Москве. Москва, 1824

Президентская библиотека

Один из первых путеводителей по Москве. В издании помещены семь гравированных на меди Дмитрием Аркадьевым иллюстраций с видами Москвы, три статистические таблицы на раскладных листах, а также один литографированный чертеж. Жорж Лекуэнт де Лаво – француз, ученый секретарь иностранного отдела Императорского Московского общества испытателей природы, член Географического общества Франции, издатель ежемесячного журнала.

Сухарева башня на Сретенке. Репродукция литографии Жана-Батиста Арну по рисунку Иосифа-Евстафия Вивьена.1840–1850-е гг.

Большой императорский театр. Репродукция литографии Луи Пьера-Альфонса Бишебуа по рисунку Иосифа-Евстафия Вивьена.1840–1850-е гг.