Открывая Россию
с Президентской библиотекой
Открывая Россию
с Президентской библиотекой
• Москва •
• Москва •
В 2022 году Москве исполнилось 875 лет. Достоверным источником, на который опираются при подсчете возраста города, является Ипатьевская летопись. Именно сюда в 1147 г. ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий приглашал на встречу для переговоров новгород-северского князя Святослава Олеговича.
Тверская летопись относит строительство первой дерево-земляной крепости на юго-западной оконечности Боровицкого холма к 1156 г. Так появилась территория, ставшая впоследствии Кремлем.
При раскопках в Московском Кремле были обнаружены артефакты, свидетельствующие о существовании Москвы в конце XI в. О поселении говорят остатки рва
В 1238 г. Москву разорили и сожгли полчища хана Батыя. На Руси на много лет установилась власть монгольских ханов, но Москва была сравнительно далеко от Золотой Орды: сюда потянулись торговцы, крестьяне, ремесленники, которые сыграли большую роль в возвышении и становлении города как торгового центра Руси. Далее...
Москва и окружающие ее села достались сыну великого князя Александра Невского Даниилу, который и стал первым московским удельным князем. Его сын Иван был успешен в финансовых делах своих делах, за что получил прозвище Калита.
Преемники Ивана Калиты князья Семен Гордый и Иван Красный следовали его примеру, способствуя возвышению Москвы. В 1326 г. в Москву перенесли кафедру Митрополита всея Руси, и начали строить каменный собор Успения Богородицы.
Победа на Куликовском поле в 1380 г. стала предвестником освобождения от татаро-монгольского ига, что подтвердило главенствующую роль Московского княжества среди всех русских княжеств.
К 1367 г. по указу князя Дмитрия Донского были возведены белокаменные стены, в Кремле достроили Успенский собор, ставший главным в Московском княжестве – именно в нем стали свершаться коронации князей, царей, а потом и императоров.
Вместе с Кремлем росли окрестные поселения, московский посад, в конце XIV в. – оборонительный вал со рвом.
Великий князь Иван III укрепил власть, централизовал ее на Московском государстве, присоединив в 1478 г. Новгородскую землю. При нем и окончилось долгое ордынское владычество.
В 1485 г. Иван III пригласил в Москву итальянский зодчих, приступивших к строительству нового Кремля. В течение 30 лет были возведены все стены и башни Кремля.
В 1553 г. в Москве основана первая русская типография.
В Смутное время Москва как столица государства являлась центром всех ключевых событий (свержение царя Фeдора Борисовича, воцарение и свержение Лжедмитрия I, воцарение и свержение Василия Ивановича Шуйского и др.).
В 1613 г. большим событием в истории России стало избрание делегатами Земского собора в Москве царя, которым стал Михаил Романов.
Важными политическими событиями XVII в. в Москве стали Соляной бунт (1648 г.), Медный бунт (1662 г.), , Стрелецкие восстания (1682 и 1698 г.).
В 1687 г. открылось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.
В 1712 г. по распоряжению Петра I столица перенесена в строящийся Санкт-Петербург, однако Москва сохранила роль «второй столицы»: здесь в Успенском соборе Московского Кремля по-прежнему проходили коронации российских монархов и связанные с этим торжества. В 1728–1732 гг., в правление Петра II (1727–1730 г.) и в начале правления Анны Ивановны (1730–1740 гг.), Москва являлась официальной столицей империи.
В 1755 г. открылся первый русский университет, со следующего года стала выходить первая газета «Московские ведомости», открылась университетская типография.
В 1730 г. началось устройство уличного освещения, в 1781 г. – сооружение первого в России городского Мытищинского водопровода. В соответствии с Жалованной грамотой городам 1785 г. в Москве учреждена общая городская дума, главой городского управления избирался городской голова.
Трагической страницей в истории Москвы стала Отечественная война 1812 г. 2 (14) сентября 1812 г. по решению совета в Филях российские войска оставили Москву, в город вошли французские войска. Уже в тот же день начались пожары, которые продолжались вплоть до 8 (20) сентября, уничтожив большую часть построек. 6 (18) октября основные силы французских войск покинули город.
В XIX – начале XX в. Москва превратилась в один из крупнейших промышленных центров Европейской России. С 1851 г. началось железнодорожное сообщение с Петербургом. В 1860 г. установили газовое освещение, а в 1883 г. – первые электрические фонари.
После Октябрьской революции 1917 г. город стал ареной боев между частями, верными Временному правительству, и отрядами красноармейцев; в результате значительно пострадал Московский Кремль. 3 (16) ноября в Москве была установлена советская власть. В марте 1918 г. из Петербурга в Москву переехало правительство во главе с В. И. Лениным. 12 марта Москва была объявлена столицей.
В 1932–1937 гг. построен канал Москва–Волга, решивший проблему водоснабжения города. После его открытия Москва получила неформальное звание «порта пяти морей».
В Великую Отечественную войну москвичи сформировали 16 дивизий народного ополчения. Многие предприятия были эвакуированы в восточные районы страны, где на их базе возникли новые крупные промышленные предприятия. Массированные налеты германской авиации осенью 1941 г. в целом не привели к большим разрушениям. В ходе Московской битвы 1941–1942 гг. город удалось отстоять, а контрнаступление Красной Армии под Москвой стало первым крупным успехом советских войск.
24 июня 1945 г. в Москве состоялся торжественный Парад Победы.
Москва – один из крупнейших и красивейших городов Европы, отразивший в своем облике множество форм и стилей различных исторических эпох. Свернуть
• Книги о путешествиях в Московию •
• Книги о путешествиях в Московию •
А. Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906
Президентская библиотека
Адам Олеарий – немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик XVII в. Издания записок снабжены рисунками местностей, одежд, сцен домашней и общественной жизни, снятыми Олеарием с натуры.
Moscoviticarum Commentarii Sigismundi Liberi Baronis in Herberstain… Basileae, 1551
Сигизмунд Герберштейн. «Записки о Московии». Базель, 1551
Президентская библиотека
Сигизмунд Герберштейн – дипломат Священной Римской империи XVI в., долгое время проживал в Великом княжестве Московском. В 1549 г. издал на латинском языке «Записки о Московии», в которых подробно описал свое пребывание на Руси.
М. И. Снегирев. Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы...
Президентская библиотека
«Петров чертеж» – наиболее приближенный к реальности план Москвы конца XVI в. Составлен не ранее 1596 г. и не позднее 1598 г. Оригинал не сохранился. Лучшая и ближайшая по времени копия с него – так называемый «Петров план»
• Московская археология и основание города •
• Московская археология и основание города •
Курганы села Покрова Подольского уезда Московской губернии. Фотография. Hач. XX в.
Президентская библиотека
• Московская архитектура XVII в. •
• Московская архитектура XVII в. •
«Красивейшим и знатнейшим городом России» назвал Москву посол австрийского императора А. Мейерберг, побывавший в России в середине XVII в. Экзотика русской столицы складывалась, особенно в глазах иностранца, не только из особенностей русской жизни, но и архитектурного окружения. Сказочная живописность его силуэта, столь знакомого нам по старинным гравюрам и рисункам, всегда отмечалась гостями столицы. Раскинувшийся на холмистой местности, изрезанный многочисленными реками и речушками, город, оставаясь еще в то время в массе своей деревянным, развивался по внутренней логике, отвечавшей средневековому укладу жизни. Одно- и двухэтажные постройки городских дворов образовывали довольно плотные кварталы жилого массива, формируя сеть улиц и переулков. Не исключение среди них были и трех-четырех этажные башни-повалуши, разнообразившие архитектурный пейзаж. Но основными градообразующими акцентами были многочисленные каменные храмы. Они являлись организующим началом больших городских территорий – площадей, улиц, концов (кварталов), слобод. Они же, выделяясь оригинальностью архитектурных форм и цветовым решением фасадов, несли на себе основную формообразующую и эмоциональную нагрузку, что во многом объясняет, почему именно в культовом зодчестве наиболее ярко и глубоко проявлялись творческие искания древних мастеров. Когда же процесс «обмирщения» в русской архитектуре привел к развитию общественно-гражданских зданий, новые постройки частично взяли на себя роль композиционных доминант в ансамблях. Далее...
Уже в 30-е гг. XVII в. в Москве, а за ней и в других русских городах, где особую силу приобретает торгово-ремесленный посад, появляются храмы нового стилистического направления. Строительство началось срезу, как только государство оправилось от разорения, принесенного войной с польско-литовскими захватчиками. Новые общественные идеалы вызвали к жизни новые художественные образы, новые формы и приемы строительства и надолго вперед определили путь развития архитектуры; с особой силой проявились в это время народные художественные вкусы. Взамен строгости и монолитности архитектурных композиций предыдущего периода пришли живописная асимметрия объемов «дивное узорочье» фасадов. Здания храмов начали обрастать множеством пристроек: трапезными, шатровыми колокольнями, галереями-гульбищами, крыльцами с торжественными лестничными входами. Церкви становились похожими на богатые боярские хоромы. Праздничную торжественность архитектурным сооружениям придавал декор, завоевавший постепенно всю плоскость фасадов. Характерно, что одни и те же архитектурные элементы и мотивы использовались и в культовом, и в гражданском строительстве. Таким образом, зодчество также активно участвовало в общем процессе демократизации русской культуры XVII в. Множество материалов, используемых для архитектурного убранства, разнообразие приемов их обработки и компоновки позволяли мастерам создавать на фасадах почти неповторяющиеся композиции. Здесь были и легальный кирпич, и белокаменная и деревянная резьба, и кованное и просечное железо, росписи, и, наконец, изразцы различных видов, которые к концу века приобрели едва ли не главное значение в формировании декора.
В Москве изразцовое искусство как художественная отрасль начало развиваться с конца XV – начала XVI в. Производство керамических изделий в основном было сосредоточено в Гончарной слободе (ныне район Таганской площади). Первоначально это были крупные терракотовые плиты с рельефными рисунками, затем – кранные терракотовые (без покрытия глазурью и эмалями) изразцы с простыми орнаментальными мотивами. Постепенно развитие шло в сторону усложнения рисунка и появления сюжетных композиций. С другой стороны, в связи с появлением цветной поливы началась работа по овладению полихромией. Первые глазурованные изразцы зеленого цвета, так называемые муравленые, появились в Москве к концу 20-х годов XVII в. Но только в конце 1660 – нчалале 1670-х гг. (точнее 1666 г.) после перевода в московскую Оружейную палату с Истры из Ново-Иерусалимского монастыря белорусских мастеров изразцового производства, искусство изготовления полихромной керамики приняло широкий размах. Известны имена тех славных умельцев – Степан Иванов по прозвищу Полубес, Игнат Максимов, Самошка Григорьев; они принесли секреты изготовления цветных эмалей (ценинное дело).
С этого времени начинаются в зодчестве поиски новых орнаментальных форм и цветовых композиций. Соответственно изменяется и роль изразца в системе декора фасада. Если в постройках первой половины XVII в. изразцовые вставки полностью подчинялись общему строю кирпичного декора, теряясь порой в дробности и измельченности его форм (Церковь Троицы в Никитниках), то в последней четверти столетия они заняли центральное место на фасадах, часто самостоятельно формируя их архитектонику (Покровский собор в Измайлове, Крутицкий теремок). Это время расцвета древнерусской архитектурной школы, когда были найдены наиболее совершенные художественные решения как в светских, так и в культовых сооружениях, а декоративное убранство достигло полного единства и гармонии с общим решением фасадов. Наряду с возможность акцентировать поверхности отдельными изразцами (церковь Николы в Хамовниках) мастера применяют для украшения зданий крупномасштабные композиции из многих изразцов (фриз «павлинье око» в церкви Григория Неокесарийского). Из рельефных изразцов в связи с постепенным освоением ордерной системы начинают выделываться целые архитектурное детали: карнизы, колонны, наличники, порталы (Крутицкий теремок). Такого высокого подъема в изготовлении и использовании изразцов, как это было в русском зодчестве второй половины XVII в., не наблюдалось более ни в дну из художественных эпох отечественного искусства.»
Т. И. Гейдор. Москва XVII века. Зодчество и изразцовые декоры. М, 1990 Свернуть
Крутицкое подворье. Теремок над Святыми воротами. 1693–1694
Фото Ю. В. Артамонова
Президентская библиотека
• Москва в 1812 г. •
• Москва в 1812 г. •
Юбилейный альбом Отечественной войны 1812 г., состоящий из 12 репродукций по картинам художников В. Верещагина, А. Кившенко [и др.]. М., 1912
Президентская библиотека
• Панорама Москвы середины XIX в. •
• Панорама Москвы середины XIX в. •
Panorama de Moscou
Литография по рисункам Д. С. Индейцева, раскрашенная акварелью. Москва – Санкт-Петербург, издание Дациаро, [185-]
Издание представляет собой 10 литографированных Ф. Бенуа и Э. Обреном листов, сложенных в гармошку, напечатанных и раскрашенных от руки в типографии Лемерсье в Париже. Развернутая панорама составляет угол обзора 270°. Размер панорамы в развернутом виде: 456,5x40,5 см.
Президентская библиотека
Panorama de Moscou
Москва. Moscou. Moskau. М., 1912
Большеформатный альбом «Москва», выпущенный Товариществом скоропечатни А. А. Левенсон, можно отнести к редкому для России начала XX века жанру, широко известному в наши дни как «гид-справочник туриста». Издание содержит тексты на русском, французском и немецком языках. Книга снабжена многочисленными рисунками: разного размера в тексте и на отдельных листах, цветных и монохромных. Рисунки исполнены известными мастерами книжной графики — Б. Зворыкиным, В. Васнецовым, В. Россинским и др.
Выход альбома приурочен к 765-летию Москвы.
Президентская библиотека
• Московский Кремль •
• Московский Кремль •
Схематический план Московского Кремля в 1685–1740 гг. С. В. Девятов. Московский Кремль. СПб., 2012
Президентская библиотека
Панорама Московского Кремля в конце XVIII в. Рисунок Дж. Кваренги
Президентская библиотека
• Старая Москва •
Описания и путеводители
• Старая Москва •
Описания и путеводители
Москва. Вид с Воробьевых гор
[Vue Prise de la Montagne des Moineaux. (20 Août 1839)]
Президентская библиотека
Москва в её прошлом и настоящем: в 12 томах. М. [1909-1912].
Президентская библиотека
Роскошно иллюстрированное издание, посвященное памяти историка Москвы И. Е. Забелина – результат труда виднейших историков, археологов, специалистов в области искусства и архитектуры начала ХХ века. Главной целью издания было осветить наиболее яркие моменты развития города, с первого времени его существования и до начала ХХ века. В издание помещено около 1000 иллюстраций, исполненных Графическим институтом Т-ва «Образование» по уникальному способу
Robert Lyall. The Character of the Russians and a Detailed History of Moscow. London, 1823.
Р. Лайолл. Русские нравы и подробная история Москвы. Лондон, 1823
Президентская библиотека
Книга содержит 1 складной план и 23 гравюры, из которых 13 раскрашены от руки. Роберт Лайолл (1790–1831) – английский путешественник, член Императорского общества сельскохозяйственных и естественных наук, член анатомико-хирургического общества и многих других обществ Великобритании Жил в России с 1815 по 1823 г. Учился в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии (1816).
Le Cointe de Laveau. Guide du voyageur a Moscou, contenant ce que cette capitale offre de curieux et d'interessant… Moscou, 1824.
Жорж Лекуэнт де Лаво. Путеводитель путешественника по Москве. Москва, 1824
Президентская библиотека
Один из первых путеводителей по Москве. В издании помещены семь гравированных на меди Дмитрием Аркадьевым иллюстраций с видами Москвы, три статистические таблицы на раскладных листах, а также один литографированный чертеж. Жорж Лекуэнт де Лаво – француз, ученый секретарь иностранного отдела Императорского Московского общества испытателей природы, член Географического общества Франции, издатель ежемесячного журнала.
Сухарева башня на Сретенке. Репродукция литографии