Открывая Россию с Президентской библиотекой

 Екатеринбург 

Екатеринбург – один из крупнейших российских центров промышленности, торговли, финансов и туризма. Город назван в честь императрицы Екатерины I, супруги Петра I. Датой основания города историки условились считать 7 ноября (18 ноября) 1723 года – день закладки железоделательного завода на восточном берегу Исети.

Основатели города: Василий Татищев и Вильгельм де Геннин

Когда война со шведами истощила олонецкие руды, Петр I повелел разыскать новые месторождения. В 1720 году царь посылает Татищева на Уктусский завод, в ту пору — горный административный центр Урала, и поручает ему наладить там медеплавильное производство. Инструкция Берг-коллегии предписывала построить множество маленьких, но быстро окупаемых медных заводов.

Желая ускорить развитие горнозаводской промышленности, указом 29 апреля 1722 г. царь назначил для обозрения горных дел на Урале генерал-майора де Геннина и артиллерии капитан-поручика Татищева…

Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Т. 5: Урал и Приуралье. Санкт-Петербург, 1914

Памятник основателям города Вильгельму де Геннину и Василию Татищеву в Екатеринбурге. 1998

Петр I. 1672–1725

Указы государя императора Петра Великого, состоявшиеся с 1714 по 1725 год. Санкт-Петербург, 1780

Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Урал и Приуралье. 1914

В. Н. Татищев и его время: эпизод из истории государственной, общественной и частной жизни в России, первой половины прошедшего столетия. Москва, 1861

Василий Никитич Татищев. 1686–1750

Вильгельм де Геннин. Описание Уральских и Сибирских заводов. 1735. Москва, 19371

Вильгельм де Геннин. Описание Уральских и Сибирских заводов. 1735

Василий Никитич Татищев — сподвижник Петра I, инженер-артиллерист, государственный деятель и историк. В 1709 году он отличился в Полтавском сражении, и царь наградил его поездкой в Германию, где молодой Татищев четыре года изучал артиллерийское дело и инженерные науки.

По прибытии на Урал государев инженер быстро оценил плачевное положение Уктусского завода: большую часть времени он бездействовал, потому что, во-первых, был неудачно расположен, а во-вторых, качество здешней меди было не достаточно хорошим. Татищев предложил перенести строительство с Уктуски на реку Исеть и построить один большой завод вместо множества маленьких.

В то время Швеция была лидером металлургии, а в Сибири проживало около шести тысяч пленных шведов. Одно из неординарных решений Василия Никитича заключалось в привлечении этих шведов для работы на новом заводе в качестве специалистов. Энергичный и талантливый инженер приступил к постройке завода, не дожидаясь одобрения из столицы. Планы его были грандиозными. Он собирался не только перевести на новый завод Главное горное управление, но и перенести на 300 километров Сибирский тракт, основать здесь школы, создать инфраструктуру... Но Берг-коллегия отвергла планы Татищева и потребовала вернуться к изначальному плану.

Упорство и энтузиазм государева инженера натолкнулись также на интересы местного заводчика Никиты Демидова. На Среднем Урале ему принадлежало множество металлургических предприятий. Демидовские заводы производили до 40% всего российского чугуна. Один Невьянский завод выплавлял чугуна больше, чем все заводы европейской части России. Строительство большого казенного завода не отвечало коммерческим интересам Демидова, и он любыми способами старался избавиться от Татищева. В итоге того обвинили в растрате, а все его проекты были остановлены. Если бы строительство завода на Исети сорвалось, Екатеринбург мог и не появиться на карте России.

В 1723 году «устроитель» Олонецких заводов генерал Вильгельм де Геннин ознакомился с планами Татищева и нашел их полезными для государства. Весной того же года началось сооружение заводской плотины и доменных печей. По обоим берегам Исети расположилась крепость с заводами.

Георг Вильгельм де Геннин — инженер из Саксонии, приехавший в Россию по личному приглашению Петра I. Он прожил в России в общей сложности 53 года, 12 из которых провел на Урале.

Летом 1723 года Геннин просил разрешения назвать новое селение «Катеринбурхом». О том, с какой «сказочной быстротой» выросла крепость-завод, подробно рассказывает Дмитрий Мамин-Сибиряк в историческом очерке, опубликованном в справочнике «Город Екатеринбург» (1889).

Род дворян Демидовых. 1881

Герб Екатеринбурга Пермской губернии. 1783

Екатеринбург. Сборник историко-статистических и справочных сведений. 1889

Собственно городом Екатеринбург стал в 1781 году, в царствование великой императрицы Екатерины II. Тогда Пермское наместничество было разделено на две области — Пермскую и Екатеринбургскую. До того город относился к Тобольскому уезду. Тогда же Екатеринбург получил герб с изображением серебряной плавильной печи и рудокопной шахты на зеленом поле. Став административным центром, город потерял статус горного центра, все горнозаводские дела были переданы в ведение Пермской казенной палаты.

В 1808 году завод на Исети был закрыт, а его цеха перепрофилированы под нужды Екатеринбургского монетного двора. Сейчас на этом месте — Исторический сквер с Музеем архитектуры и промышленной техники Урала, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

«Коренная столица Урала»

Я всегда любуюсь видом Екатеринбурга с вокзала железной дороги, а теперь просто не мог оторвать глаз: все это такое знакомое, близкое, дорогое – улицы, церкви, дома, сады... Вон Харитоновский сад, лаборатории, гимназия, монастырь, дача Авилова, мельница Симанова, а там, дальше, рассыпались по берегам Исети, как избушки, дома и домишки Верх-Исетского завода.

Д. Н. Мамин-Сибиряк, От Зауралья до Волги. Путевые картинки. 1885

Одна из улиц Екатеринбурга носит имя Мамина-Сибиряка (до 1920-х годов — Водочная). Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852–1912) — писатель, который открыл Урал для всего читающего мира. Он много ездил по Уралу и записывал воспоминания старателей, старообрядцев, крестьян, рабочих. Самым «екатеринбургским» его произведением считается роман о жизни промышленников начала XIX века «Приваловские миллионы», а самым широко известным стал литературный цикл «Уральские рассказы».

Екатеринбург на снимках С. М. Прокудина-Горского

Дмитрий Мамин-Сибиряк с двухлетней дочерью. 1894

Пермская губерния. План части г. Екатеринбурга. 1845. Техническо-строительный комитет МВД. Пермская губерния

Дмитрий Мамин-Сибиряк. 1902

Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. Екатеринбург, 1887

В Екатеринбурге сохранилось два дома, связанных с именем писателя: один на улице Пушкина, 27, который Дмитрий Наркисович купил в 1885 году для своей матери, второй — на ул. Толмачёва, 41 (тогда — Колобовской), в нем он жил с женой М. Я. Алексеевой и дочкой.

Родился писатель в 170 километрах от Екатеринбурга — на Висимо-Шайтанском заводе. Осенью 1866 года он приехал в Екатеринбург поступать в бурсу — духовное училище. Одно из самых сильных его впечатлений от города было гастрономическим:

Никакой русский город, как известно, без обжорного ряда существовать не может, а в Екатеринбурге он особенно бойко торговал, потому что в бойкий город съезжалось много крестьян из соседних деревень, да к этому еще нужно прибавить обозную ямщину. От хлебного рынка до обжорного ряда было рукой подать. Он помещался под громадным деревянным навесом <…> В середине шестидесятых годов в Екатеринбурге все было очень дешево, особенно мясо, благодаря степному скоту, который пригонялся сюда из Оренбургской губернии. На две копейки неприхотливому человеку можно было наесться досыта. На копейку — чашка щей, а на другую копейку фунт хлеба. Я поддался соблазну и допустил роскошь. Купил на копейку два пирожка с мясом, которые назывались «сподобами» и, кажется, нигде больше не приготовляются, как только в екатеринбургском обжорном ряду, — это почти в ладонь величины дутые пирожки с начинкой из мяса, в которые вливается мерка бульона. На вторую копейку я съел десяток пельменей.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. Из далекого прошлого. Москва, 1902

Обжорным рядом называли «общепит» для рабочего люда и крестьян, прибывавших в город на заработки. Такие ряды были во всех больших городах. В Екатеринбурге такой находился на перекрестке современных улиц 8 марта и Малышева.

Круг общения Мамина-Сибиряка был очень широк: это врачи, геологи, краеведы, химики, палеонтологи. В зрелом возрасте он всерьез увлекся археологией и с подачи профессора Московского университета Дмитрия Николаевича Анучина занялся раскопками под Екатеринбургом. В 1884 году «главный уральский писатель» был избран действительным членом Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Это общество занималось научной, просветительской и издательской деятельностью. Главным детищем УОЛЕ стал музей природы и истории Урала, насчитывавший десятки тысяч памятников. В 1887 году музейная коллекция пополнилась экспонатами Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки, которую УОЛЕ организовало в Екатеринбурге. Выставка длилась три месяца и объединила 3290 участников.

Это был первый опыт подобного рода за Уралом — опыт сравнительно грандиозный… Задача выставки содействовать ознакомлению русского общества с Уралом и Сибирью и создания в Екатеринбурге настоящего научно-промышленного музея была задачей прекрасной и своевременной.

Профессор Д. Н. Анучин, из переписки с Д. Н. Маминым-Сибиряком

После 1917 года все коллекции Музея УОЛЕ стали частью собрания Свердловского областного краеведческого музея.

Сады и дороги

Железные дороги в России начали строить примерно в то же время, что в Англии, Франции и Бельгии — в 1820-е – 1930-е годы, хотя экономически Россия сильно уступала странам Западной Европы. В России по-прежнему торговыми путями служили летом реки, а зимой — санный путь. Из Екатеринбурга в центр Российской империи товары и сырье шли по реке Чусовой. До западных губерний баржа могла идти год, из-за чего цены на уральское железо взлетали до небес. На другом конце страны крестьянин при постройке дома или амбара использовал деревянные гвозди, потому что железные были для него роскошью.

В 1875 году началось строительство Уральской горнозаводской железной дороги (УГЖД), которая соединила горные заводы восточного склона Урала с бассейном Камы. За строительство железной дороги на Урале активно выступал Михаил Ананьевич Нуров (1831–1880) — екатеринбургский предприниматель, благотворитель и общественный деятель. В 1860-е годы ему принадлежало самое крупное предприятие по закупке и забою скота в городе, а его салотопенный завод был крупнейшим на всем Урале. Нуров унаследовал семейное дело в 21 год и, не имея образования, сумел превратить предприятие отца в миллионный бизнес. Нуров закупал скот в Казахстане и отдаленных регионах Урала и Сибири, так что в железной дороге нуждался не меньше, чем металлурги и горнодобытчики.

В 1878-м из Перми в Екатеринбург отправился первый поезд.

Уральская дорога построена даже с излишней роскошью, если иметь ввиду ее исключительно коммерческую цель. Не говоря уже о главных конечных вокзалах дороги, в Перми и Екатеринбурге, представляющих истинные дворцы в здешнем крае.

По ней ездит только деловой люд, служащий в здешнем краю или занимающийся торговлей с Сибирью <...> Между тем вряд ли есть в России дорога, которая представляла бы столько интереса любителю природы своими местными красотами и теми трудностями, которые нужно было преодолеть строителям при переходе через главный хребет Урала <...>

Пассажиры беспрестанно чувствуют, как вагон весьма сильно наклоняется то на один, то на другой бок, а выглянувши из окна, можно видеть и хвост, и голову поезда, изогнутого в крутую дугу.

Э. П. Янишевский. Уральская горнозаводская железная дорога и Верхотурский край. Пермь, 1887

В XIX веке предприниматели нередко служили в городских администрациях, и Михаил Ананьевич Нуров дважды избирался городским головой Екатеринбурга — в 1863 и в 1876 году.

Также Нуров запомнился екатеринбуржцам тем, что устроил первый в городе частный фонтан, открыл первый частный приют, поспособствовал открытию двух банков и подарил городу общественный сад.

В XIX веке частных садов при усадьбах было множество, но горожан туда пускали нечасто. Нуров же в последние годы жизни сделал свой сад открытым для горожан в любое время.

Сад Нурова находился на берегу Исети возле Царского моста. Сейчас его можно найти по ул. Чапаева, 1. В 2017 году горожане решили своими силами восстановить клочок земли, что остался от Нуровского сада. За несколько лет волонтеры освободили пустырь от зарослей и мусора, высадили деревья, кустарники и цветы, сделали дорожки, поставили сцену. Это самый маленький сад в Екатеринбурге, но здесь проходят многолюдные городские мероприятия: кинопоказы под открытым небом, День Исети, акции Чистого Екатеринбурга и многие другие.

С. М. Прокудин-Горский. Железная дорога и электрические столбы, расположенные вдоль водного пути и утеса. 1916

С. М. Прокудин-Горский. Железная дорога и электрические столбы, расположенные вдоль водного пути и утеса. 1916

Михаил Ананьевич Нуров. 1831–1880

Михаил Ананьевич Нуров. 1831–1880

С. М. Прокудин-Горский. Ночевка у камня на берегу Чусовой. 1912

С. М. Прокудин-Горский. Ночевка у камня на берегу Чусовой. 1912

«Из шелкового малахиту платье»

«А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить». Хранительница ценных минералов, Хозяйка Медной горы воплощала в рассказах П. П. Бажова дух Уральских гор. Она являлась рабочим то в виде ящерицы с короной, то в образе красавицы в роскошном платье.

Автор популярных уральских рассказов Павел Петрович Бажов (1879–1950) жил в Екатеринбурге в доме 11 по улице Чапаева. В его время эта улица называлась Архиерейской. Здесь он жил с семьей и здесь написал все свои сказы. Теперь в этом доме находится музей писателя.

Герои произведений Бажова — рудокопы, углежоги, камнерезы, литейщики, чеканщики. В 1930-е годы популярность его рассказов породила настоящий бум фольклорных экспедиций на Урал. В 1920-е годы Бажов был редактором «Крестьянской газеты», много ездил по Уралу и писал очерки, фельетоны и рассказы о жизни рабочих.

Множество преданий он записал со слов «заводских стариков» — горных мастеров, которые, отработав на заводах всю жизнь, работали сторожами и кладовщиками. Так, прототипом дедушки Слышко из «Малахитовой шкатулки» стал сторож заводского склада Василий Хмелинин.

Любовь Бажова к Уралу и глубокое знание рабочей среды объясняется тем, что сам он был из семьи потомственных рабочих. Писатель провел детство в поселках Сысертского и Полевского заводов Екатеринбургского уезда.

После смерти Бажова улицу, где он жил и работал, хотели назвать его именем. Но она к тому времени уже называлась Чапаева, и никто не решился переименовывать улицу, названную в честь героя Гражданской войны. Поэтому имя Бажова присвоили другой улице — также одной из центральных, хотя и никак с Бажовым не связанных.

Императорская гранильная фабрика

Урал славился разнообразием каменных пород: редкими видами мрамора и гранита, яшмами и родонитами, изумрудами, аметистами, горным хрусталем и малахитом. Само понятие «русский самоцвет» было, как сейчас сказали бы, всемирно известным брендом, и означало, в первую очередь, «уральский самоцвет».

Как пишет Д. Н. Мамин-Сибиряк в историческом очерке для справочника «Екатеринбург» (1889), первые самоцветы на Урале были найдены в районе Верхотурья еще в 1668 году – «хрустали белые, фатисы вишневые (аметисты), юги зеленые (бериллы) и тунпасы желтые (топазы)». А в 1726 году по приглашению Василия Никитича Татищева в Екатеринбург прибыл первый мастер-камнерез — швед Христиан Реф. Ему было поручено обучить русских каменнорезному и гранильному делу.

В 1765 году в Екатеринбурге открылась Императорская гранильная фабрика. Она находилась на берегу Исети — там, где сейчас стоит памятник основателям города Вильгельму де Геннину и Василию Татищеву. По заказам Высочайшего Двора на Гранильной фабрике обрабатывали мрамор, горный хрусталь, малахит, яшму, порфир и другие драгоценные каменные породы, выделывали вазы, чаши, канделябры, изготавливали художественные изделия. Говорят, «екатеринбургская грань» славилась даже среди парижских ювелиров. В 1900 году для Всемирной выставки в Париже местные мастера изготовили карту Франции полностью из драгоценных камней.

Бажов П. П. Уральские сказы о немцах. Челябинск, 1944

Павел Петрович Бажов
1879–1950

Уральские сказы Бажова. Балабановская экспериментальная Фабрика. 1963

Уральские сказы Бажова. Балабановская экспериментальная Фабрика. 1963

С. М. Прокудин-Горский. Памятная доска на стене у Гранильной фабрики. 1910

С. М. Прокудин-Горский. Памятная доска на стене у Гранильной фабрики. 1910

Химическая лаборатория и золотосплавочная. С. М. Прокудин-Горский. 1909

Химическая лаборатория и золотосплавочная. С. М. Прокудин-Горский. 1909

Музыкальная жизнь

Красивое здание из красного кирпича по улице Первомайской, 22 (бывшая Клубная) — это первый на всем Урале концертный зал. Он был построен в 1900 году на средства Ильи Захаровича Маклецкого (1840–1902), директора Екатеринбургского отделения Сибирского торгового банка, мецената и общественного деятеля.

Маклецкий, хотя и был деловым человеком, много интересовался музыкой и внес большой личный вклад в развитие музыкальной жизни Екатеринбурга. На протяжении многих лет он принимал участие в деятельности музыкального кружка, как и его супруга Мария Николаевна, одаренная вокалистка. Для этого кружка и предназначался концертный зал.

Здание возведено по проекту архитектора Ю. О. Дютеля, выпускника Петербургской Академии художеств. Благодаря превосходным акустическим свойствам зал Маклецкого быстро снискал славу одного из лучших концертных залов России. В разное время здесь выступали Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Генрих Нейгауз и другие именитые музыканты.

С 1912 года здесь были музыкальные классы Екатеринбургского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), сейчас в этих стенах — Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского.