Открывая Россию с Президентской библиотекой

 Петрозаводск 

Петрозаводск называют портом пяти морей. Город простирается вдоль побережья Онежского озера почти на 22 километра и через систему рек, озер и каналов имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Каспийское и Черное моря. Петрозаводск — это величие суровой карельской природы и воплощенная история Петровской России.

Петровские заводы

Точная дата основания Петрозаводска неизвестна. Предположительно, в августе‑сентябре 1703 года по указанию Петра I генерал‑губернатор Карелии, Ингрии и Эстляндии светлейший князь А. Д. Меншиков положил в устье реки Лососинки первый камень в основание металлургического и оружейного завода. Город вырос вокруг заводской слободы.

В Петровское время Карелия приобрела стратегическое значение как военно‑экономический плацдарм ведения Северной войны. Без строительства петровских заводов о победе над шведами не могло быть и речи.

С XVI века это место было известно как Шуйский погост. Суровая природа вынуждала местных крестьян большую часть времени заниматься промыслами. Олонецкие озера издавна были известны рудными запасами, и вполне обычным делом для этих мест была добыча руды и выплавка металла кустарным способом. Карелы делали топоры, рукоятные сковороды, косы‑горбуши, ножи и серпы. Упоминание о домницах и печах с указанием мест добычи руды встречаются в новгородских рукописных книгах конца XV века, когда эта земля принадлежала еще Новгороду.

Часто ездил в нашу лесную сторону Петр I. Где теперь Петрозаводск, тут стояла только мельница с избой. Приехал Петр I и поставил тут завод чугунный, церковь во имя Петра и Павла и сад насадил. Царь так царь! Даром хлеба не ел, лучше бурлака работал.

Е. В. Барсов. Петр Великий в народных преданиях Северного края. Москва, 1872

Петрозаводск на фотографиях С. М. Прокудина-Горского

Церковь свв. апостолов Петра и Павла, построенная Петром I

Олонецкий музей естественно‑промышленный и историко‑этнографический. Петрозаводск, 1876

Р. Б. Мюллер. Карельская деревня в XVII веке. Петрозаводск, 1941

Первые «железоделательные» заводы появляются в этих краях еще до Петра — в 1670‑е годы. Они были частные, но выполняли также и правительственные заказы. Указом от 5 января 1702 года Петр приказал «вылить тотчас сто пушек железных самых добрых без всяких изъянов, ядром по 12 фунтов, да по тысяче ядер ко всякой пушке, и с Олонца поставить в Новгород не позже марта 1702 года» (Н. Г. Устрялов. История царствования Петра Великого. В 4 тт. Санкт‑Петербург, 1858–1863).

Руды были разные. Мастера отливали из каждого сорта по нескольку пушек и потом делали им пробу. Из которого сорта устоит, из того и льют. Словом, дело велось ощупью.

В. П. Мегорский. Горнозаводская деятельность в Олонецком крае при Петре Великом. Петрозаводск, 1905

С началом Северной войны частные Олонецкие заводы перешли в ведение казны. На ближайшие двадцать лет они стали главным металлургическим предприятием страны, обслуживавшим армию и флот. До 1722 года этими заводами управлял генерал де Геннин: при нем были построены вододействующие машины, позволившие сократить численность рабочих, и найден оптимальный состав руды для отливки орудий.

«В 21‑й день марта 1777 года издан высочайший указ императрицы Екатерины II о возведении «Петрозаводской слободы» Олонецкого наместничества на степень города, названного в честь основателя Олонецких Петровских заводов, императора Петра Великого — Петрозаводском» (А. И. Иванов. Столетие дня рождения императора Александра 1‑го и учреждения города Петрозаводска. 1878).

Н. Г. Устрялов. История царствования Петра Великого. 1863

Василий Петрович Мегорский (1871–1940)

Олонецкая губерния. План Петрозаводска. 1851

Общий вид Александровского завода. 1915

И. Герман. Описание Петрозаводского и Кончезерского заводов и производимого при оных литья пушек и снарядов. 1803

Гавриил Державин – «певец и статс‑секретарь Великой государыни»

Мхи дыбучие, горы толкучие, озера свирепые стоят здесь испокон веку; в лесах витают здесь звери съедучие и змеи клевучие, на водах бушует падара – погода непомерная... человеку нужно иметь силу звериную.

Барсов Е. В. Петр Великий в народных преданиях Северного края, 1872

Вплоть до середины XIX века территория современной Карелии считалась такой же окраиной империи, как Сибирь или Закавказье. Здесь были непроходимые леса и болота. Чтобы привлечь сюда чиновников, за «отрезанность от цивилизации» им доплачивали. Но во второй половине XIX века ситуация начинает меняться, в Карелии строятся железные дороги, мосты и почтовые тракты.

Петрозаводск на фотографиях С. М. Прокудина-Горского

«Мхи дыбучие, горы толкучие, озера свирепые стоят здесь испокон веку»

Карта Олонецкой губернии. 1835

Первым именитым туристом на водопаде Кивач был Гавриил Державин. Суровую красоту этих мест он воспел в оде «Водопад». Его ода вызвала множество подражаний и была переведена на несколько европейских языков. Академик Яков Карлович Грот, собирая материал для биографии поэта, побывал на Киваче в 1863 году: «Случилось довольно странно, что мы, без всякого преднамерения, поехали на Кивач того же числа и месяца, но ровно через 78 лет после Державина» (Я. К. Грот. Поездка в Петрозаводск и на Кивач. Б. м., 1863).

Гавриил Романович Державин. 1743–1816

Яков Карлович Грот.
1812–1893

И. И. Благовещенский. Материалы для биографии Г. Р. Державина, 1916

Гавриил Романович Державин прожил в Петрозаводске один год — ровно столько он занимал пост губернатора Олонецкой губернии. Он был назначен на должность 22 мая 1784 года. Наместничество было только что создано в результате административных преобразований Екатерины II. Державин давно мечтал о губернаторстве. На первое место он всегда ставил свою государственную деятельность, а вовсе не литературную. Свое творчество поэт считал инструментом служения обществу. Читать дальше...

В Петрозаводске вновь прибывший губернатор поселился в конце Английской улицы, которая называлась так потому, что тут жили выписанные из Англии заводские мастера. Державин занимал небольшой одноэтажный казенный дом, принадлежавший управлению пушечно‑литейного завода. Судя по тому, что губернатору пришлось мебелировать квартиру за свой счет, присутственные места Петрозаводска были в плачевном состоянии. Сейчас на месте дома Державина — дом № 2 по ул. Андропова.

Гавриил Романович трудился усердно и честно, но слыл романтиком и идеалистом, и потому не снискал доверия высокого начальства. Главным образом он не нашел общего языка с генерал‑губернатором архангельским и олонецким Тутолминым, который был человеком гордым и властным. «Сначала наместник и губернатор жили между собой дружно и проводили друг у друга вечера, но это согласие было непродолжительно. До каких мелочей и личных счетов доходили неудовольствия между двумя сановниками, свидетельствует письмо Державина к Львову. Тутолмин стал высказывать Державину свое превосходство и требовать субординации…» (С. М. Брилиант. Г. Р. Державин. Его жизнь, литературная деятельность и служба. Санкт-Петербург, 1893).

Исландия русского эпоса

Карелию называют «Исландией русского эпоса». На севере России вплоть до XX века народная поэзия сохраняла эпические формы. К традиционным жанрам карельского фольклора относят руны, йойги, баллады и плачи. В Петрозаводске услышать карельские руны можно и сегодня. Их исполняют знатоки фольклора под кантеле — инструмент наподобие гуслей.

Почти на всей территории Карелии жили лопари (по‑фински — «саамы»), между Ладожским и Онежским озерами — вепсы, к западу и северу от Ладожского озера — карелы (или «корела»). К сожалению, карельский и вепсский языки в Карелии почти утрачены, на языках коренных народов говорит всего 4% населения. Русские селились по берегам Белого моря и Онежского озера, их называли заонежане, пудожане и поморы.

Карело‑финские эпические песни. Петрозаводск, 1941

Калевала. Финский народный эпос

Кижское наречие Великогубской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1898

Самый известный образец карело-финской поэзии — эпос «Калевала», 50 народных карельских и финских песен (рун), объединенных общим сюжетом. Собирал руны и составлял из них эпос финский лингвист Элиас Лённрот (Elias Lönnrot). Он же впервые издал «Калевалу» — в 1835 году. Исходное количество вариантов некоторых рун доходило до сотни. Лучше всего старинные руны помнили в российской Карелии, в Архангельской и Олонецкой губерниях, местами — в финляндской Карелии и на западных берегах Ладожского озера. Сегодня «Калевала» Лённрота признана памятником мировой литературы.

Одна из петрозаводских улиц носит имя Ирины Федосовой, некогда известной вопленицы. Вопленицами называли исполнительниц плачей, их приглашали в дома в дни похорон, свадеб и празднеств. Причитания, или плачи (похоронные, бытовые или свадебные) — еще один вид устного народного творчества. Это импровизация, в которой тесно переплетались картины современного быта, религиозные и исторические сюжеты. Сегодня этот жанр утрачен, но во второй половине XIX века в Карелии он процветал. Плачи Федосовой могли насчитывать более тысячи стихов, что сближало их по форме с эпосом. Федосову любили слушать и чаще других приглашали в дом.

Причитанья Северного края, собранные Е. В. Барсовым.
Москва, 1872–1882

М. К. Сидоров. Картины из деяний Петра Великого на Севере. Санкт‑Петербург, 1872

В. П. Мегорский. Лодейнопольская верфь в царствование Петра Великого. 1905

Известный в свое время собиратель фольклора, этнограф и историк литературы Елпидифор Васильевич Барсов записывал за Ириной Федосовой плачи в течение целого года. В 1876-м он специально для этого разыскал ее в Петрозаводске:

Ирина Федосова — женщина около 50 лет, небольшого роста, седая и хромая, но с богатыми силами души и в высшей степени поэтическим настроением... Тринадцати лет она уже была вопленицей, известной по всему Заонежью.

Причитанья Северного края, собранные Е. В. Барсовым. В 3 частях. Часть 1. Плачи похоронные, надгробные и надмогильные.
Москва, 1872–1882

О себе Федосова говорила так: «Я грамотой не грамотна, зато памятью я памятна; где что слышала, пришла домой, все рассказала, быдто в книге затвердила, песню ли, сказку ли, старину ли какую. На гулянку не кехтала. На прядиму беседу отец не спущал. Шутить была мастерица, шутками да дурками всех расшевелю. Имя мне было с изотчиной. Грубнаго слова не слыхала: бедный сказать не смел, богатого сама обожгу».

В причитаниях Барсов видел огромную ценность для языкознания, для музыкального искусства и для истории: «Едва ли кто останется равнодушным к тому, что сам народ в минуты горести поведает самому себе и для себя, что рассказывает он о своем житье‑бытье родному мертвецу, колоде белодубовой и матушке сырой земле».

На материале карельских плачей историк Василий Петрович Мегорский в 1905 году исследовал строительство при Петре Лодейнопольской верфи. В своей статье он показывает, как на восточном берегу Ладожского озера в 1703 году среди векового дремучего леса очень быстро образовалось многолюдное поселение. 18 корабельных мастеров строили одновременно 50 судов. Царь торопился построить Балтийский флот, без которого не могло быть победы в Северной войне.

Статья Мегорского «Лодейнопольская верфь в царствование Петра Великого» написана в русле популярной в начале XX века либеральной концепции, последователи которой считали, что петровские реформы оплачены разрухой и разорением страны:

Напрасно стали бы мы искать в приведенных памятниках народного творчества понимания государственной важности того учреждения, которое вспоминается… Здесь живо выражается недружелюбие, с которым олонецкое население относится к верфи еще теперь, когда она уже не существует, и с которым, бесспорно, оно относилось в пору ее деятельности.

Отправляю мужа любимого

На тѣ ли поля злодiйныя,

Подальше того на Каному.

В. П. Мегорский. Лодейнопольская верфь в царствование Петра Великого // Морской сборник: журнал Военно-морского флота. 1905. № 5

Христианство

Первые указания о введении христианства на севере встречаются в уставе Новгородского князя Святослава 1137 года о церковной дани. В 1227 году Ярослав Всеволодович «отправил священников в землю Карельскую и, не употребив никаких насильственных мер, крестил большую часть жителей уже давно подданных Новгорода и расположенных добровольно к принятию христианства» (Указатель к историческим актам Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1869).

В Петрозаводске, в Национальной библиотеке Карелии, хранится Евангелие-тетр, или Четвероевангелие, рукописное издание середины XVI века. Четыре книги Нового Завета (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) написаны крупным каллиграфическим полууставом. В Петрозаводск книга попала в начале XX века, когда по просьбе церковно-археологического музея со всех приходов Олонецкой губернии сюда присылались старинные книги для Олонецкого епархиального древлехранилища. На форзаце читаем: «Сие святое Евангелие посылается в Епархиальное древлехранилище от Остречинской Рождество‑Богородицкой церкви в 1907 году 23‑го марта». Заканчивается рукопись припиской: «Списана бысть сия книга, глаголемая Евангелие терт (sic!), повелением раба Божия пана Гавриила Олферовича, дворянина короля его милости повету Каменицкого. А писал недостойный и многогрешный раб Божий Иван Логвинович». «Повет Каменицкий» — современный украинский город Каменец‑Подольский, который более трех с половиной веков (1434–1793) был центром Подольского воеводства Речи Посполитой, т. е. заказчик Гавриил Олферович состоял на службе у поляков. А поскольку список Евангелия был заказан им на церковнославянском языке, можно предположить, что он был православным.

Карта Олонецкой губернии. 1835

Указатель к историческим актам Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1869

Евангелие-тетр. XVI в.

Евангелие-тетр. XVI в.

Святодуховский собор Петрозаводска. С. М. ПрокудинГорский, 1915

Святодуховский собор Петрозаводска. С. М. Прокудин-Горский, 1915

С. Н. Дурылин. Древнерусская иконопись и Олонецкий край. Петрозаводск, 1913

С. Н. Дурылин. Древнерусская иконопись и Олонецкий край. Петрозаводск, 1913

Петрозаводск неоднократно посещали императоры, императрицы и великие князья. Официальный визит августейшей особы обычно начинался с посещения церковной службы и подробного осмотра Александровского завода. Обязательной частью мероприятия были торжественные приемы, приветственные речи, проба орудий и рапорты о состоянии завода и губернии. Интересные подробности о подобных визитах содержатся в сборнике Олонецкого губернского статистического комитета «О царственных посещениях Олонецкой губернии августейшими особами в XIX столетии».

В 1819 году Петрозаводск посетил Александр I, в 1858-м — император Александр II с супругой и детьми. В 1878 году здесь побывали великие князья Сергей Александрович, Павел Александрович, Константин Константинович и Дмитрий Константинович: «В кафедральном соборе их императорские высочества были встречены преосвященнейшим Палладием, епископом Олонецким и Петрозаводским… Святодуховский, довольно обширный собор уже был полон народа из всех сословий общества, собравшегося взглянуть на юных потомков царствующего дома, удостоивших наш отдаленный город своим высоким посещением». Упоминаемый здесь кафедральный Святодуховский собор в 1936 году был взорван, но он неоднократно запечатлен на цветных снимках С. М. Прокудина‑Горского.