«А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить». Хранительница ценных минералов, Хозяйка Медной горы воплощала в рассказах П. П. Бажова дух Уральских гор. Она являлась рабочим то в виде ящерицы с короной, то в образе красавицы в роскошном платье.
Автор популярных уральских рассказов Павел Петрович Бажов (1879–1950) жил в Екатеринбурге в доме 11 по улице Чапаева. В его время эта улица называлась Архиерейской. Здесь он жил с семьей и здесь написал все свои сказы. Теперь в этом доме находится музей писателя.
Герои произведений Бажова — рудокопы, углежоги, камнерезы, литейщики, чеканщики. В 1930-е годы популярность его рассказов породила настоящий бум фольклорных экспедиций на Урал. В 1920-е годы Бажов был редактором «Крестьянской газеты», много ездил по Уралу и писал очерки, фельетоны и рассказы о жизни рабочих.
Множество преданий он записал со слов «заводских стариков» — горных мастеров, которые, отработав на заводах всю жизнь, работали сторожами и кладовщиками. Так, прототипом дедушки Слышко из «Малахитовой шкатулки» стал сторож заводского склада Василий Хмелинин.
Любовь Бажова к Уралу и глубокое знание рабочей среды объясняется тем, что сам он был из семьи потомственных рабочих. Писатель провел детство в поселках Сысертского и Полевского заводов Екатеринбургского уезда.
После смерти Бажова улицу, где он жил и работал, хотели назвать его именем. Но она к тому времени уже называлась Чапаева, и никто не решился переименовывать улицу, названную в честь героя Гражданской войны. Поэтому имя Бажова присвоили другой улице — также одной из центральных, хотя и никак с Бажовым не связанных.
Урал славился разнообразием каменных пород: редкими видами мрамора и гранита, яшмами и родонитами, изумрудами, аметистами, горным хрусталем и малахитом. Само понятие «русский самоцвет» было, как сейчас сказали бы, всемирно известным брендом, и означало, в первую очередь, «уральский самоцвет».
Как пишет Д. Н. Мамин-Сибиряк в историческом очерке для справочника «Екатеринбург» (1889), первые самоцветы на Урале были найдены в районе Верхотурья еще в 1668 году – «хрустали белые, фатисы вишневые (аметисты), юги зеленые (бериллы) и тунпасы желтые (топазы)». А в 1726 году по приглашению Василия Никитича Татищева в Екатеринбург прибыл первый мастер-камнерез — швед Христиан Реф. Ему было поручено обучить русских каменнорезному и гранильному делу.
В 1765 году в Екатеринбурге открылась Императорская гранильная фабрика. Она находилась на берегу Исети — там, где сейчас стоит памятник основателям города Вильгельму де Геннину и Василию Татищеву. По заказам Высочайшего Двора на Гранильной фабрике обрабатывали мрамор, горный хрусталь, малахит, яшму, порфир и другие драгоценные каменные породы, выделывали вазы, чаши, канделябры, изготавливали художественные изделия. Говорят, «екатеринбургская грань» славилась даже среди парижских ювелиров. В 1900 году для Всемирной выставки в Париже местные мастера изготовили карту Франции полностью из драгоценных камней.